Только счастливые билеты у орских кондукторов
Споры о том, что для города перспективнее – трамвай или
маршрутки, возникают с переменным успехом. Чем дело закончится,
покажет время, а пока трамваи бегают по городу, и немалое число
горожан отдает предпочтение ему. Более того, для многих это
самый доступный вид транспорта, и люди вновь и вновь идут на
трамвайную остановку.
Первый, с кем сталкивается пассажир, войдя в вагон, –
кондуктор. По нему во многом и судят о работе
гор-электротранспорта. А еще он часто бывает крайним, когда
у нас что-то не ладится на работе или дома, когда все
достало, а настроение хуже некуда. Слово за слово – и вот
уже виновный найден.
А каково ему, кондуктору? Ему-то кого крайним искать? Ведь
работа у кондуктора не сахар. Или это только так кажется?
Попытаемся разобраться. И в этом нам поможет начальник
управления перевозок МУП «Транспортная» Б. Мясникова.
– Белла Александровна, давайте начнем с начала, с того, как
начинается рабочий день кондуктора.
– Кондукторы первой смены на работе уже в 4 часа 30 минут,
ждут подготовки трамвая или автобуса к выходу на линию.
Бывает, что и помочь приходится водителю. Потом экипаж
выезжает по маршруту, рабочий день длится 8,5–9 часов.
Вторая смена работает до полуночи, по домам их развозит
дежурный автобус.
– А что входит в обязанности кондуктора? Взял деньги, выдал
билет... И все?
– Нет, не совсем так. Хотя основная его обязанность – сбор
денег за проезд и провоз багажа. Но кондуктор – посредник
между транспортным предприятием и пассажиром: чем больше он
привезет выручки, тем лучше для предприятия. Так что и он
несет долю ответственности за финансовое благополучие
предприятия.
А для того чтобы пассажиры оплачивали проезд и для них это
было не слишком накладно, мы идем им навстречу, предлагая
проездные билеты, которые можно купить как у кондуктора, так
и в центральной диспетчерской у кинотеатра «Мир», на кольце
Елшанки, на Комсомольской площади и на станции Никель. Не
забываем мы и о льготниках. Льготные проездные билеты на
трамвай и автобус стоимостью 200 рублей пенсионеры,
инвалиды, ветераны труда, участники Великой Отечественной
войны могут приобрести в районных Управлениях соцзащиты.
Простые пенсионеры тоже могут приобрести льготные проездные
на период садово-огородного сезона за 200 рублей в
центральной диспетчерской на остановке «Кинотеатр «Мир».
– А есть ли связь между тем, каков характер и поведение
кондуктора и суммой дневной выручки?
– Конечно, чем более вежливо и сдержанно ведет себя
кондуктор по отношению к пассажиру, чем более он
коммуникабелен, тем и сбор денег больше. Да вы, наверное, и
сами это замечали. Можно требовательно заявить: «Оплатите
проезд!» да еще стоять над душой, ожидая, пока человек
деньги достанет из сумки, кошелька, а можно и как-то
помягче, по-домашнему. Характер человека в работе кондуктора
играет большую роль.
– Вы и это учитываете при наборе людей на работу?
– Обязательно. Работа с людьми – не для каждого. Поэтому
вместе с отделом кадров мы тщательно отбираем претендентов,
а с теми, кто работает, проводим психологические занятия,
постоянно напоминаем о том, что вежливость – главное в
работе кондуктора. С теми, на кого постоянно поступают
жалобы, расстаемся без сожаления.
А что думают о работе трамвая и кондукторов пассажиры?
В. Овчинникова:
– Я почти всегда пользуюсь трамваем. Это очень удобно, к
тому же трамвай – это экологически чистый вид транспорта. А
в маршрутках ездить не рискую. С кондукторами никогда не
было проблем, да и чего конфликтовать – заплатил за проезд и
поезжай спокойно куда тебе надо.
А. Коркин, участник войны:
– Свою жизнь без трамвая не представляю. С кондукторами
никаких проблем не было, хотя работа у них действительно
нелегкая, прежде всего потому, что работа с людьми. А
пассажир бывает разный.
В заключение представляем слово самим героям материала.
Им-то каково? И что они думают о нас, пассажирах.
Р. Гришина в Орском трамвайном управлении работает тридцать
лет, сейчас, в связи с возрастом, перешла в кондукторы:
– Все мы люди, бываем добрыми и злыми. Конечно, если
происходят какие-то сбои в работе трамвая, то мы первыми
попадаем под горячую руку. Вот только отвечать тем же
нельзя. По-доброму надо с пассажирами, ведь они за услугу
деньги платят. Значит, надо соответствовать.
З. Кабанова:
– У меня в вагоне разные бывают пассажиры. Особенно тяжело
работать в праздники или выходные. Зайдет компания под
градусом в вагон и начинает шуметь, что-то доказывать. Вот
тут-то от кондуктора много зависит. Можно в ответ нагрубить,
а можно постараться конфликт по-мирному погасить.
Ну что ж, можно подвести итог. Рабочий день у кондуктора
начинается рано или заканчивается поздно, всю смену – на
колесах, в жару и в холод, пассажир разный попадается,
хорошо, если только скандалит, а то и похуже бывает. Так что
не сахар. И все же идут туда работать. И не только женщины,
и не только в годах, и не только потому, что работу не так
просто найти.
– Есть у нас кондуктор, – поделились со мной, – молодой
парень Николай Котов, только школу окончил. Его мама у нас
работает и парня привела. Так ему очень понравилось. Правда,
учиться решил на повара, но обещал, что в свободное время
обязательно будет приходить к нам на подработку...
Марк Корень
|