Говорят, от орских трамваев больше шума, чем пользы: и ходят редко,
и по неудобным маршрутам,
требующим пересадки. Как решить
эту проблему, не покупая
современных вагонов и не
прокладывая новых линий? Секрет
грядущего преобразования
раскрыли на вчерашней
пресс-конференции представители
ОТУ-1 и городской администрации.
Новость огорошила: в Орске
появятся новые трамвайные
маршруты. Зачем? Да и на
какие, собственно, деньги?
Но у специалистов нашлись
веские обоснования.
Существующая схема
трамвайного движения была
принята несколько десятков
лет назад: тогда яркие
вагончики еще только
появлялись, город имел
несколько иные очертания по
сравнению с сегодняшним
днем, и маршруты
разрабатывались, исходя из
потребностей того времени.
Сейчас трамвайные пути
устарели и материально, и
морально.
Как известно, с нового года
упраздняются льготы, проезд
в муниципальном транспорте
станет платным. Не надо быть
семи пядей во лбу, чтобы
предположить, что без
народного ропота не
обойтись: едва ли не каждому
второму пассажиру приходится
делать пересадки на площадях
Гагарина и Комсомольской, а
значит, пенсионерам в скором
времени придется отдавать по
8 рублей, чтобы добраться,
например, с 240-го квартала
на станцию Орск. Сегодня
добраться до вокзалов и
обратно, согласитесь, весьма
проблематично. У трамвайного
управления просто нет
возможности пустить большее
количество вагонов, чтобы
обеспечить беспересадочные
поездки по всем
направлениям. В то же время
существование некоторых
маршрутов совершенно ничем
не обосновано.
И вот в июле во время
авральной прополки сорняков
вдоль путей, куда пришлось
выйти даже руководству
трамвайного управления,
родилась идея упразднить все
прежние маршруты и ввести
новые. Их удобство позволило
бы вернуть пассажиров,
пересевших на мобильные
маршрутки, способные быстро
доставить из одного конца
города в другой, но
работающие по системе «4+4».
Итак, в чем же суть
преобразования?
– Мы решили объединить
некоторые маршруты, чтобы
соединить старые районы
города с новыми,
отдаленными, – поясняет Т.
Ермоленко, начальник службы
движения ОТУ-1. – Теперь по
маршруту № 15 трамваи будут
ходить с 240-го квартала
через «Авангард» на станцию
Орск, а возвращаться – через
2-й участок.
По № 45 – из северного
микрорайона через 2-й
участок на станцию Орск, а
обратно – через «Авангард».
По № 11 – с 240-го квартала
через 2-й участок на станцию
Никель, возвращаться – через
«Авангард».
По № 14 – из северного
микрорайона через «Авангард»
на станцию Никель, а
возвращаться обратно – через
2-й участок.
В центре города будут
функционировать петлевые
маршруты № 24 и № 21.
Маршрут № 24 будет
начинаться в северном
микрорайоне, затем пойдет
через «Авангард» до
проспекта Мира, потом через
2-й участок на ЦМК, выполняя
функции укороченной
«двойки». Обратно он пойдет
через 2-й участок до
проспекта Мира, а затем
через «Авангард» на Елшанку.
Маршрут № 21 получился
разрывным, он будет ходить
только в утренние и вечерние
часы «пик» с 240-го квартала
до проспекта Мира. Никаких
«четверок» и «пятерок»
впредь не будет.
Останутся лишь маршруты № 7
и № 8, которые в «горячие»
часы обеспечат
беспересадочные поездки из
северного микрорайона и
250-го квартала на ЦМК. То
есть можно будет проехать
через любую точку города в
любом направлении. К тому же
разгрузятся сложный район
2-го участка, где с площади
Гагарина по «однобокому
маршруту» ходит только
«двойка» с интервалом 7–10
минут, и район путепровода,
где вместо 30 поездов в час
будет ходить всего 22. При
всем этом интервал движения
не будет увеличен, наоборот,
трамваи станут ходить чаще.
Одним из первых приходит в
голову вопрос: откуда такие
мудреные номера маршрутов?
Оказалось, парные цифры
соединяют в себе те
маршруты, которые были
объединены. Это сделано,
чтобы на первых порах
пассажиры не путались в
схемах движения и не
садились в трамвай наобум.
Вскоре на всех конечных
остановках будут вывешены
новые расписания.
По словам экономиста ОТУ-1
С. Емельяновой, мощностей
трамвайного парка с лихвой
хватит для большего числа
маршрутов, а также позволит
получить некоторую экономию.
Например, сейчас совершенно
невыгодным является маршрут
№ 4. Среднемесячное
количество вагоно-часов
составляет 24 тысячи, с
введением в действие новой
схемы эта цифра сократится
до 19 тысяч. В первую
очередь это ведет к экономии
электроэнергии на 162
кВт/час в месяц (222 тыс.
руб.), снижению затрат на
заработную плату (253 тыс.
руб. в месяц). То есть в год
экономия составит около 6
миллионов рублей (исходя из
сегодняшних цен и без учета
возможного увеличения
пассажиров). Деньги пойдут
на ремонт путей,
приобретение новых вагонов,
увеличение зарплаты
водителям и кондукторам.
В заключение беседы
трамвайщики заговорили о
дальнейшем развитии. В
планах – создание
управляющей компании,
которая обеспечила бы
эффективную работу
муниципального транспорта, а
также объединение ОТУ-1 и
ОТУ-2. Но это совсем уж
заоблачные перспективы.